Из летописи монастыря

8888888.png
Вид Троицкого Сканова мужского монастыря с северо-запада. 1912 год.

Возникновение Свято-Троицкого Сканова монастыря следует отнести ко времени начала XVII века. Бывший пожар в 1676 году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную историю. По преданиям старожилов, перешедших к потомству, эта обитель существует более 350 лет, ибо из патриарших Грамот, данных в 7184 (1676) году на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. Так в Грамотах патриарха Иоакима о построении церквей во имя Николая Чудотворца, Живоначальныя Троицы, между прочими говорится, что «в оном 7184 (1676) году апреля в 26-й день в Скановой пустыни сгорели три церкви, и монастырь мало не весь выгорел» (Грамоты между актами монастыря). На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал еще задолго до 1676 года и в это время уже имел вид благоустроенный.

Первоначально эта обитель находилась в ведении патриархов, в позднейшее же время перешла в ведение преосвященных тамбовского, нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г. Пензы в 1801 году губернским, упраздненное с. Наровчат было восстановлено и присоединено к Пензенской губернии. Из монастырских указов видно, что под ведением тамбовского преосвященного обитель состояла с 1748–1800 гг., нижегородского – с 1800–1804 гг. и с оного по настоящее время принадлежит Пензенской епархии. (Указы между актами монастыря). Вместе с селом Наровчат и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных преосвященных, в коем и доныне состоит.

image2.jpg
Наровчатский уезд. План генерального межевания земель, где видна Сканова пустынь.  

Название Сканова монастыря, как значится в истории Российской иерархии, произошло от речки Скановой. («История церковной Российской иерархии», т. 5, стр. 136). По преданию старожилов, местность пустыни вместе с селом, находящимся поблизости, принадлежала боярам Исканским, которые приняли участие в становлении монастыря. По правильному произношению обитель должна именоваться «Исканская пустынь», а слово «Сканова» есть уменьшенное впоследствии. В народе эта пустынь называлась «Скань».

Свято-Троицкий Сканов монастырь имел основательное устроение как в XVII веке, так и в последующее время. Он твердо сохранял свою жизнеспособность в течение XVIII века, когда многие монастыри, особенно после учреждения монастырских штатов (1764 год), упразднялись и приходили в запустение. Так, после 1764 года в Свято-Троицкий Сканов монастырь были переведены монашествующие упраздненных обителей: Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни.

Около 1786 года в монастыре вводится Устав строгого общежития, как значится об этом в Представлении Святейшему Правительствующему Синоду Пензенского епископа Афанасия на предмет увеличения штатного числа монашествующих. В XIX веке штатное число монашествующих в обители еще более увеличилось. Хранение монашеских традиций и духовная жизнь в монастыре привлекали в обитель всех, ищущих вечного спасения.

Божественная служба совершалась в обители по общему Церковному Уставу неопустительно. Всенощное бдение было довольно продолжительное, потому что в продолжение его читалось постоянно Толковое Евангелие и житие святого по Прологу. Ранние Литургии совершались в 5 часов утра: зимою – в больничной, а летом – в кладбищенской церкви. В зимнее время, с Покрова Божией Матери, к Литургии благовест начинался в 9 часов в праздники и в летнее время – в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Пресвятой Богородице настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери.

image3.jpg
Геометрический специальный план Троицкого Сканова монастыря. 25 ноября 1783 года.

На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерня начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило: канон Иисусу Сладчайшему, канон Божией Матери и Ангелу Хранителю. Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу – акафист Спасителю, на понедельник же, вторник, четверг и субботу – акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое повечерие, затем – помянник и вечерние молитвы.

Крестных ходов, кроме совершаемых по всей России в три известные дня, т. е. 6 января, 1 августа и в день Преполовения Пятидесятницы, совершалось в Скановом монастыре еще три: два – вокруг монастыря в храмовые праздники Святой Троицы и Успения Божией Матери (эти ходы введены издревле) и один – в честь Трубчевской иконы Божией Матери, во вновь построенную кладбищенскую церковь, в день освящения ея (3 октября). Этот ход введен по устному благословению епископа Амвросия II с 1854 года.

Монастырь обладал богатой ризницей, основательной библиотекой и архивом. Среди архивных рукописей замечательны следующие восемь.

1. Две рукописи от 31 октября и 4 ноября 7181 (1673) года об отводе Скановой обители «земли пашенностей и лесной поросли в полянках девяносто десятин, да сенных покосов по смете на семьсот копен», по Указу Царя Алексея Михайловича, вследствие «челобития черного попа Феодосия с братией да старца Кирилла».

2. Две выписки с писцовых 7187 (1679) и 7188 (1680) годов в книге Семена Секиотова на отведенную выше землю «20-ти десятин с полдесятиною»: первая – от 19 декабря 7189 (1681) года, данная «черным попом Феодосию и строителю Иоанну с братией», вторая – от 31 июля 7197 (1689) года, данная строителю иеромонаху Моисею с братией.

3. Два Указа Великих Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Государыни Софии Алексеевны. Содержание их изложено в Грамоте, из Приказа Большого двора: «против челобития Нижеломовского уезда Наровчатского городища, Живоначальные Троицыскановой пустыни строителя старца Кирилла с братиею, велено им в Наровчатском городище из пустого огороду, на котором, прежде всего севали на обиход Великих Государей анис, отвесть под двор и часовню 40 саженей в длину и 20 саженей в ширину». Первый дан строителю старцу Кириллу с братией 7192 (1684) года 19 февраля, второй – строителю иеромонаху Иоанну с братией 7196 (1688) года 10 февраля.

4. Две Грамоты патриарха Иоакима, данные по «челобитию черного попа Феодосия с братией, да казначея старца Кирилла»: первая от 28 августа 7184 (1676) года на построение деревянной церкви во имя Святителя Николая.

image4.JPG
Указ Тамбовской Духовной консистории о закладке в монастыре колокольни. 1792 год.

После пожара 1676 года были вновь построены деревянные церкви во имя Святой Троицы и во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Свято-Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Свято-Никольская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. В 1792 году на северной стороне, среди ограды, была заложена, а затем построена высокая каменная колокольня. В ней над святыми вратами, с 1793 до 1796 года устроена была Свято-Никольская церковь, которая, по благословению епископа Тамбовского Феофила, строителем монастыря иеромонахом Назарием 23 апреля 1796 года была освящена.

С 1795 года посредине монастыря на месте разобранной одноэтажной каменной Свято-Троицкой церкви началось строительство каменного двухэтажного, о пяти главах, Свято-Троицкого собора.

Нижний храм собора с двумя престолами: в честь Успения Божией Матери и Трех святителей был освящен 8 октября 1801 года строителем монастыря игуменом Корнилием.

image5.jpg
Указ Тамбовской Духовной консистории о постройке нового Троицкого собора. 25 января 1795 год.  

29 мая 1808 года, по благословению епископа Пензенского Моисея, архимандритом Израилем был освящен верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы.

На южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая игуменом монастыря Корнилием в 1812 году была освящена.

В 1853 году при игумене монастыря Филарете, по благословению епископа Пензенского Амвросия, была построена и тем же Преосвященным освящена каменная кладбищенская церковь Трубчевской иконы Божией Матери.

В 7181 (1673) году по Указу Царей Алексея Михайловича, Феодора, Петра Алексеевича и Царицы Софии Алексеевны была отведена монастырю земля: «а по мере той земли в той округе, что отказано Сканову монастырю, пашенной и лесной поросли в полянках девяносто десятин, да сенных покосов по смете по семьсот копен, и как сказано в другом документе, распашные земли и редколесья сорок десятин с полутретью десятиною в поле, а в дву потому ж», т. е. как яснее выражено еще в ином акте, «распашной земли и редколесья сто двадцать десятин с полдесятиною подле черного большого леса около нея».

Земля, пожалованная в 7192 (1684) году в селе Наровчат и составляющая треть десятины, имела площадь в длину 40, а в ширину 20 сажень. Со времени же генерального межевания монастырь имел во владении 480 десятин, 820 квадратных сажень для посева ржи, овса и гречихи.


Вид Сканова монастыря с севера. Начало ХХ века.  

В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаис, при селе Монастырское находилась пожалованная монастырю в 1797 году Императором Павлом I водяная деревянная мельница.

Вне ограды, для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописная. На берегу реки Мокши стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, гостиный, скотный и конный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. При монастыре был разведен сад, огород и имелись сенокосные луга и лесные угодья.

image7.jpg
Монастырская часовня в честь святителя Николая Чудотворца в г. Наровчате.

В поселке Наровчат, на углу базарной площади, на пожертвованной Царями: Иоанном, Петром и Софиею Алексеевичами, усадебной земле (40 саженей длины и 20 саженей ширины), где был ранее огород, на котором для обихода Царей сеяли анис, устроена была прежде деревянная, а затем – каменная часовня в честь Святителя Николая Чудотворца, покрыта железом, внутри коей был поставлен иконостас со святыми иконами, местами позлащенный. При часовне имелось две келлии для живущего из числа братии монаха. Рядом с часовней в 1857 году построен был двухэтажный с надворными строениями дом настоятеля монастыря архимандрита Амвросия, который после пожара в 1872 году вновь был возобновлен. Часовня, принадлежащая монастырю, сохранилась. В настоящее время в ней находится монастырская церковная лавка.

В двух километрах от обители монахи Сканова монастыря ископали пещеры, в которых подвизались. У подножия Плодской горы, в которой и расположены подземные ходы, находится источник в честь Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Здесь монахи устроили главный вход в пещеры и соорудили часовню. На вершине горы также были построены часовня и несколько келлий для братии.

image8.jpg
Фотография-открытка начала ХХ века. Вид обители с севера.

В XIX веке на пещерах была построена каменная церковь с колокольней. Постройка этой церкви начата при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1866 году, а окончена в 1870 году, в котором 6 сентября и освящена. Один престол в ней – во имя Киево-Печерской иконы Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев (1870 год), второй – во имя св. вмц. Варвары (1886 год). При пещерах, кроме часовен, имелись 5 деревянных флигелей с келлиями для братий.

Старожилы рассказывают, что в начале века Скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер побелили, в маленьких нишах перед каждой келлией в проходах стояли зажженные свечи. «Когда я была еще совсем молодая, – рассказывает одна из жительниц с. Сканова, – работала на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли: кругом чистота, побелено, свечи горят. Далеко вниз ушли. Там прямо в пещере был родник. Вода чистая-чистая. Около родника скамеечки. Мы подошли к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Нельзя. Там святые мощи хранятся».

image9.jpeg
Карта Наровчатского уезда. XIX век.

В годы разорения пещерный храм был полностью разрушен. Кирпич разбирали местные рабочие для ремонта своих печей, а также для совхозного коровника.

В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей.

Этот факт подтверждается и сведениями из «Пензенских епархиальных ведомостей» (№13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21). «… Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, (строитель иеромонах Арсений II), который почти всегда и жил здесь».

На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестраивались, появились новые галереи и келлии. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и келлиями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. Везде зафиксирована устойчивая температура: 1-й ярус – 11-12º, 2-й – 8-9º, 3-й – 6-7º. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим, воздух там свежий и чистый.

image9.jpeg
Церковь в честь Киево-Печерской иконы Божией Матери на Плодской горе. 1912 год. 

В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей – 670 м (нынешняя протяженность по причине многих завалов, составляет 590 м). Скановские пещеры по протяженности превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры (507 м). Ученые-спелеологи утверждают, что Скановский пещерный комплекс аналогичен пещерам Киево- Печерской Лавры и Псково-Печерского монастыря, а также пещерному комплексу Вардзиа на юго-западе Грузии.

На месте пещерного комплекса по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, открыт мужской монастырь в честь прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Наместником пещерного монастыря является игумен Серафим (Попов).

Братия совершают службы в деревянном храме, который освящен, как и прежде, во имя Киево-Печерской иконы Божией Матери (празднование 3/16 мая).

Внутри пещер вековая тишина. Необъяснимая свежесть воздуха отгоняет мысль, что находишься в подземелье, нет чувства страха. Наоборот, на душе мир и спокойствие. И невольно склоняется голова в благоговейном молчании перед памятью подвизавшихся здесь ранее монахов-старцев высокой духовной жизни, аскетов, тружеников, молитвенников за Православную веру, за святую Русь, за весь мiр.