Подворье монастыря в с. Новые Пичуры

image150.jpg
Епископ Мелхиседек (Лебедев) в Пичурах. Рядом с ним слева – мон. Архелая и схимон. Сергия.

Село Новые Пичуры, которое находится недалеко от Троицкого Сканова монастыря, славится многими подвижниками благочестия. Одной из них была схимонахиня Сергия (Цибиркина).

О матушке Сергии нужно сказать особо, так как с нее начинался духовный расцвет монашеской жизни в Пичурах.

Схимонахиня Сергия (в мiру Феврония Ивановна Цибиркина) родилась в 1896 году в селе Новые Пичуры Наровчатского уезда Пензенской губернии в семье благочестивых родителей Ивана и Пелагии. До рождения Февронии 8 детей Цибиркиных умирали в младенческом возрасте. По предсказанию протоиерея Николая Болоховского, только Феврония и ее младший брат Трофим остались в живых. Во Святом Крещении девочка была наречена в честь преподобномученицы Февронии девы. С детских лет она отличалась молитвенным настроем. В семилетнем возрасте Феврония водила девочек из села на источник св. Иоанна Предтечи («Паник-родник») для общей молитвы. Маленькой девочкой она несколько раз с матерью и другими богомольцами пешком ходила в Саров на поклонение прп. Серафиму Саровскому.

Младший брат Февронии Трофим (местные жители называли его «Травка») был блаженненький. Упокоился до 1972 года и погребен на сельском кладбище.

Феврония выходит замуж. Первый ее ребенок Дмитрий умирает семи месяцев от роду. Второй сын с детства был болезненным. По молитве Февронии на источнике святого Предтечи, мальчик поправился, но вскоре умер от тифа. Затем скончались и ее родители. Очистительными скорбями Бог вел Свою избранницу к монашеской жизни.

За духовным советом Феврония обращалась к подвижникам благочестия Пензенской земли.

Первой она посетила блаженную Марию Васильевну (24.02.1846 – 1927 гг.), проживавшую в г. Наровчате. Та достала два мешка и говорит: «Снимай с себя все мiрское и клади в пустой мешок, а из полного мешка надевай на себя все монашеское». Так Февронии был предсказан иноческий путь отречения от мiру Феврония Ивановна Цибиркина) родилась 7 июляра. Затем блаженная Мария дала ей три камешка: с Афона, из Иерусалима и Киева, и велела закопать их под кривым дубом в Пичурах. «Там у кривого дуба монастырь будет. Там тебе и Иерусалим, и Афон, и Киев».

Затем Феврония поехала к протоиерею Николаю Болоховскому (1869 – 1926 гг.) в село Стяжкино. Стала проситься поступить в какой-нибудь женский монастырь. Выслушав Февронию, отец Николай сказал: «У тебя свой монастырь будет. На всех четырех сторонах света у тебя родные будут. И пошлет тебе Господь девицу, которая тебя покоить будет и похоронит» (что впоследствии и сбылось).

image149.jpg
Протоиерей Илья Галкин и монашеская община в с. Новые Пичуры. 

Отец Николай исцелил Февронию Ивановну. На ноге у нее были 7 незаживающих язв. Отец Николай отслужил молебен перед Иверской иконой Божией Матери, помазал язвы елеем из лампадки, завязал и велел 7 дней не вставать. Феврония пролежала в Стяжкино 7 дней, а на 8-й встала здоровой. Следы от язв, как 7 корочек остались у нее на всю жизнь.

Блаженная Мария Наровчатская благословила мать Февронию помогать братии в Скановом монастыре. Она исполняла послушания в трапезной и на огороде. По рассказам матушки Февронии, настоятель Сканова монастыря архимандрит Филарет (Игнашкин) обращался за советом к блаженной Марии Васильевне и очень ценил ее как духовную наставницу и прозорливицу.

Когда в очередной раз Феврония Ивановна пришла к блаженной Марии вместе с рабой Божией Хромовой Евдокией Николаевной, то блаженная сказала: «Вот тебе подружка». После этого Евдокия многие годы несла послушание казначеи в Пичурской общине, мудро сохраняя церковные средства и пожертвования от изъятия органами НКВД.

В годы гонений в Пичурах существовала тайная православная община. Она была создана иеромонахом разоренного Сканова монастыря Пахомием (Ионов, ныне – прославленный в лике святых преподобномученик Пахомий Скановский). В большом селе дом Февронии приспособили под тайную церковь, где находили пристанище многочисленные верующие окрестных селений, благочестивые старицы и монахи. Вскоре в общину пришел вернувшийся из концлагеря архимандрит Сканова монастыря Филарет (Игнашкин) и священник Ефрем Курдюков. Образовался целый монастырь, где проходили тайные службы, совместные молитвы и чтения духовной литературы.

В 1935 году многие члены общины были арестованы и отправлены сначала в Пензенскую тюрьму, а затем – в ссылку, некоторые были расстреляны, судьбы же большинства подвижников остаются неизвестными по сей день.

В том же году, 8 июня, арестовали и Февронию Цибиркину. Она проходила основной обвиняемой по делу. В обвинении говорилось: «В течение 3-х лет скрывала в своей келье нелегально проживающего руководителя к-р группы Ионова Пахомия, создавала ему условия для проведения им к-р деятельности путем предоставления своей келлии для нелегальных сборищ, подбора людей из числа своих знакомых… Вела среди верующих антисоветскую и антиколхозную агитацию».

После ареста Февронию поместили ненадолго в Наровчатскую тюрьму. Во время следствия она около трех месяцев содержалась в Пензенской тюрьме. Там с целью надругательства ее посадили на ночь в мужскую камеру, надеясь, что она не выйдет оттуда живой после поругания и избиения. Однако матушка говорила с заключенными о вере и о Боге, так что никто ее не тронул, и наутро она вышла совершенно невредимой.

По пророчеству отца Николая Болоховского, добрые люди не забывали ее и в заключении. Одна неизвестная женщина ежедневно передавала матушке в камеру хлеб. Заключенные женщины в это голодное военное время делили хлеб на всех. В тюрьме все удивлялись ее милосердию и несгибаемой воле. В тюрьме с Февронией Ивановной содержалась и подвижница Пичурской общины монахиня Параскева (Шиндяпкина).

image152.jpg
Епископ Серафим (Тихонов), игумен Антоний (Мельников) и Пичурская община.

21 сентября 1935 года особым Совещанием при НКВД СССР Феврония Цибиркина была приговорена к 3-м годам концлагерей, которые отбывала в Астрахани в Прорвлаге. В Астрахани, по рассказам матушки Сергии, ее наказание было «на корабле», т.е. на заготовке и обработке рыбы в Каспийском море.

Однажды утром ранней весной в период ледохода ее вывели из камеры, в чем была, посадили на лошадь и повезли к морю топить. Когда ее бросили в море, она провалилась в прорубь под лед. Топившие ее подумали, что она утонула, и уехали. А матушку вдруг на поверхность выбросила неведомая сила, и она на льдине пристала к берегу. Затем она, вся мокрая и замерзшая, стала призывать Бога в молитве. Желая страдать за Христа, матушка вновь добровольно возвращается в лагерь. Сторож весьма удивился, увидев матушку всю заледеневшую, но живую.

Освободившись после заключения, она возвратилась в родное село Пичуры. Начальник сельсовета спросил ее: «Ну что, Феврония, опять в церковь пойдешь?» – «Пойду!» – отвечала исповедница Христова.

После смерти мужа на фронте, Феврония в г. Краснослободске, на дому, от иеромонаха Варфоломея принимает постриг с именем Феофания.

В то время в Пичурах жил протоиерей Николай Златомрежев. В связи с гонениями на Церковь отец Николай скитался и скрывался от органов НКВД. Феврония приютила его в своем доме. Здесь он тайно по ночам служил, крестил детей, причащал верующих из местных жителей. Однажды при обыске мать Феофания завернула маленького ростом о. Николая в тулуп и вынесла в сени, тем самым спасши его от тюрьмы. После ее ареста отец Николай тайно переходит в дом к Фединой Екатерине Матвеевне. Благодаря самоотверженному подвигу этих двух женщин, батюшка тогда сохранился от ареста.Покровский храм в Пичурах был разорен. Согласно решению райисполкома, утвержденному ВЦИК, в 1939 году храм передали под мастерскую Александровской машинно-тракторной станции.

В годы Великой Отечественной войны монахиня Феофания принимается за постройку новой деревянной Успенской церкви. Строили храм местные женщины, и старики. Материал для постройки зимой возили из леса на салазках, а летом носили на себе, т.к. лошадей и техники в военные годы не было.

В начале 1945 года в Пензенский облисполком поступило заявление жителей сел Н.-Пичуры и Александровки об открытии церкви. Местные власти всячески противодействовали открытию церкви, поэтому 9 апреля 1945 года было вынесено решение об отклонении ходатайства. Но верующие отправили в Москву двух ходаков, в том числе и мать Феофанию, на прием к председателю ВЦИК Калинину М.И. Несмотря на противодействие местных властей, мать Феофания добилась открытия Успенской церкви, которая была официально зарегистрирована как «молитвенный дом» 13 сентября 1945 года. До 1990 года Успенский молитвенный дом был единственной действующей церковью Наровчатского района и ближайших сел Ковылкинского района Мордовии.

image174.jpg
Успенский молитвенный дом в с. Новые Пичуры.

Первым настоятелем был протоиерей Николай Златомрежев, который поселился вместе с матушкой Феофанией в домике на кладбище при церкви.

Около 1978 года монахиня Феофания тайно принимает постриг в схиму с именем Сергия. Постриг совершил схиархимандрит Серафим (Казаков) в с. Н.-Пичуры. Восприемницей при постриге была монахиня Параскева (Самохвалова).

Благочестивая жизнь привлекала к матушке Сергии людей, ищущих духовного совета и утешения в это нелегкое время. Взгляд у матушки был проницательный, человека она видела изнутри. По свидетельству очевидцев, мать Сергия обладала даром прозорливости. Бывало, остановит человека перед Причастием и говорит: «Тебе нельзя причащаться, ты в среду и пяток не постишься». Другую женщину обличила: «Не стыдно тебе в храм приходить, ты же вчера самогон гнала?» Местных жителей обличала за охлаждение веры в Бога, за несоблюдение постов, за нехождение в церковь.

Многие годы жизни с мать Сергией жила девица Шуняева Александра Васильевна, во всем разделявшая труды и молитвенные подвиги матушки. Так сбылось предсказание отца Николая Болоховского.

Схимонахиня Сергия мирно отошла ко Господу 5 мая 1980 года и была похоронена на местном Пичурском кладбище при Успенской церкви. Память ее как великой подвижницы и молитвенницы до сих пор почитается местными жителями.

После схимонахини Сергии в домике на кладбище продолжала жить и нести послушание на клиросе монахиня Архелая (Александра Васильевна Шуняева). В последние годы жизни мать Архелая уехала из Пичур и жила при Свято- Варсонофиевском женском монастыре в селе Покрово-Селище Зубово-Полянского района Республики Мордовия, где приняла схиму с именем Александра. Скончалась 26 мая 2008 году и погребена в монастыре.

Остались в общинке и духовные чада матушки Сергии: послушница Валентина (Трофимова), послушница Валентина (монахиня Филарета Шиндяпкина) и послушница Валентина (монахиня Серафима Панина). Все трое позже переехали по благословению архиепископа Серафима (Тихонова) в г. Пензу на послушание в Архиерейский дом.

Но монашеская жизнь в Пичурах не прекратилась. Вскоре после возрождения Троице-Сканова женского монастыря в Пичуры приезжают первые насельницы Подворья: в 1991 году – монахиня Магдалина (схимонахиня Макария Гадеева), а с 1995 года – монахиня Нектария (Удалова). Так постепенно собирались сестры будущего Подворья.

Первым священником в Успенском молитвенном доме был протоиерей Николай Златомрежев. Он начинал служить еще в доме у монахини Феофании (Цибиркиной). С 1945 по 1956 гг. отец Николай неизменно служил в храме. Похоронен возле алтаря Успенской церкви слева.

После протоиерея Николая в Пичурах служили:

  • Протоиерей Иван Фомич Шереметьев служил около 2-х лет в начале 1960-х гг. Переведен в г. Бедно-Демьяновск
    (ныне – г. Спасск), где и скончался.
  • Протоиерей Михаил Григорьевич Исаков служил 4 года с 1967 г.
  • Иеромонах Алексий (схиархимандрит Серафим (Казаков), 06.12.1933 – 31.03.1988) служил в 1968-1969 гг.
  • Протоиерей Иоанн Колемаскин из с. Алькино, Мордовия, служил 1,5 года с 1969 г.
  • Протоиерей Илия Иванович Галкин (12.07.1897 – 12.11.1982). Был арестован за веру и 10 лет, с 1937 по 1947 гг., провел в заключении. Будучи по болезни за штатом, служил в Пичурах с 1970 по 1980 гг. Отпевание в Успенском кафедральном соборе г. Пензы совершал Архиепископ Серафим (Тихонов). Похоронен в Пичурах на кладбище при церкви.
  • Игумен Антоний (протоиерей Николай Мельников) (08.05.1934 – 21.03.1995). В храме служил 16 лет с 1979 по 1995 гг. Похоронен на местном кладбище рядом с протоиереем Илией.
  • Иерей Алексий Атрошмов служил в 1994-1995 гг.
  • Иерей Александр Правосудов служил около 2-х лет с 1995 г.
  • Иерей Алексий Утин служил около полутора лет.
  • Иерей Сергий Рыбаков, служил с 1998 по 2010 год. Переведен в с. Ива.
  • Протоиерей Сергий Агейкин, служит с 2010 года.

На сельском кладбище, кроме схимонахини Сергии, из монашествующих похоронены еще:

  • Иеромонах Герасим – насельник закрытого Сканова монастыря. Сначала он был похоронен на старом кладбище
    в с. Вопиловка (ныне село входит в черту с. Н.- Пичуры), возле бывшего Покровского храма. Когда Покровскую церковь в 1939 году передали под мастерскую Александровской машинно-тракторной станции, тогда схимонахиня Сергия собственноручно перевезла останки иеромонаха Герасима на сельское кладбище близ Успенского молитвенного дома и похоронила рядом со своими родителями и братом.
  • Схимонахиня Магдалина (Колычева, в замужестве Лебедева, Мария Николаевна). Родилась 26 июля 1900 года. Супруга священника Лебедева Николая Васильевича, расстрелянного 21 марта 1938 года в Ахунах близ г. Пензы. После смерти мужа приняла тайный монашеский постриг. Последние годы жизни жила в г.Пензе, где приняла схиму. Вела аскетический образ жизни: носила вериги, отличалась строгим постничеством. Перед смертью попросила благословения архиепископа Серафима (Тихонова) похоронить ее в Пичурах. Скончалась 11 октября 1984 года. Погребена справа от схимонахини Сергии.
  • Монахиня Параскева (Самохвалова Параскева Тимофеевна, 10.10.1915 – 27.12.1989). Родилась на ст. Самаевка в с. Покровское. В войну работала в столовой в г. Москве, а после войны – в п. Измайлово Московской области при храме Рождества Христова. Знала архим. Иоанна (Крестьянкина). В 1975 году приняла постриг в Архиерейском доме г. Пензы от епископа Мелхиседека (Лебедева). В Пичурах несла послушание алтарницы в Успенском молитвенном доме. Погребена слева от схимонахини Сергии.
  • Инокиня Домника (Домна Гавриловна Денискина);
  • Инокиня Анна;
  • Инокиня Татиана;
  • Инокиня Мария.
    Инокиня Домника (Домна Денискина) были родом из Пичур. Подвизалась с инокиней Анной в женском монастыре в с. Кимляй в Мордовии. Когда монастырь закрыли, они в возрасте около 60-ти лет вернулись в родное село. Инокиня Домника и инокиня Анна захоронены недалеко от алтаря Успенской церкви справа. Инокини Татиана и Мария жили вместе в маленьком домике на горке, имели небольшой огородик. Инокиня Мария пела на клиросе сопрано. Точное место их захоронения на кладбище неизвестно.
  • Странница Александра похоронена рядом с иеромонахом Герасимом.

Когда-то блаженная старица Мария Наровчатская говорила: «А в Пичурах, у кривого дуба, монастырь будет». Сейчас здесь было официально зарегистрировано Подворье Троице-Сканова женского монастыря. Скитоначальницей на Подворье уже много лет является монахиня Нектария (Удалова).

На Подворье есть большой двухэтажный дом, в котором проживают сестры обители, пасека, садовый и огородный участок, птичник, воскресная школа для сельских детей. Здание воскресной школы построено в 2004 году старанием благодетелей обители Самолькина Григория Кузьмича из г. Ельники (Мордовия) и Кочнева В.А. из г. Саранска.

9 января 2005 года в присутствии Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета и почетных гостей состоялось торжественное открытие Пичурской воскресной школы.

Сейчас в школе учатся около 30 детей. Есть занятия и для взрослых. Старший преподаватель – инокиня Сергия (Ермошкина). Преподают также сестры монастыря и учителя сельской школы: Рочина Мария Павловна, Хромова Ираида Николаевна, Бочкарева Антонина Васильевна и др. Основные предметы: Закон Божий, Катехизис, Библейская История, жития святых, Литургика. Дети и взрослые, посещающие воскресную школу, принимают активное участие в церковной жизни Подворья, помогают также и в монастыре в сельскохозяйственных работах. Ежегодно совершаются паломнические поездки по святым местам: Троице-Сергиева Лавра, Оптина пустынь, Дивеево, Санаксары и др.